Особый интерес представляет в этом плане набросок, где тоталитарное государство представлено в символическом образе «черной Матери, Богини Смерти и Разрушения», которая по мере развития действия выступает в новых обличьях, соответствующих ее многообразным, но одинаково бесчеловечным функциям: «Богоматерь Бюрократии и размножения», «Богоматерь, Богиня Рабства», «Богоматерь Святого Лика Ненасытного Голода», поглощающая детей своих огненным чревом, куда бросают старых и немощных, всех, кто не способен более сужат государству.
Неоконченные пьесы открывают перед нами неизвестные страницы творчества великого драматурга. Расширяя наши представления о художественном диапазоне и эстетических устремлениях О'Нила, о его социальных и философских исканиях, эти пьесы в корне опровергают широко распространенный среди американских исследователей взгляд на О'Нила как на художника, глубоко безразличного к судьбам мира, поглощенного лишь своими собственными страданиями. Оставшиеся, к сожалению, незавершенными, эти пьесы исключают подобную трактовку, позволяя вместе с тем в новом свете увидеть и его хорошо знакомые вещи.
эстетика драматургии о'нила
1. Поиски формы современной трагедии
Трагедия занимает особое место в творчестве О'Нила. Именно поиски формы трагедии, которая бы адекватно воплотила дилемму современного человека, явились важнейшим творческим импульсом драматурга и одновременно определили Своеобразие созданного им художественного мира. В них наиболее отчетливо прослеживается характер эволюции О'Нила как художника, трансформация его мировосприятия и поэтики.
Истоки трагического видения драматурга - в американской действительности. Будущий автор «Косматой обезьяны», «Любви под вязами» и «Долгого путешествия в ночь» довольно рано почувствовал враждебность человеку буржуазного общества, которое, прокламируя «свободу, равенство и стремление к счастью», на самом деле являет собой на всех возможных уровнях торжество несвободы, неравенства и несчастья. Подобное мироощущение могло быть выражено и средствами социальной драмы, и сатирической комедии. О'Нил избрал для его воплощения сферу трагедии.