Конечным выражением их самоотречения является залитая лунным светом группа на крыльце, напоминающая скульптурную группу Pieta. Это Джози держит на коленях голову уснувшего Джеймса, охраняя сон любимого, чья истерзанная душа обрела в ее объятиях краткое забвение перед путешествием в вечную ночь. Эта сцена трагична и прекрасна. Недаром Джози говорит о чуде, что произошло лунной ночью: «Дева родила мертвого ребенка». Это трагический образ, с многоплановым ассоциативным полем. Одна группа ассоциаций (дева родила ребенка) тяготеет к празднику рождества, другая (мертвый ребенок), поддержанная зрительным образом,- к сцене погребения Христа. Выражая неосуществимость мечты протагонистов о счастье, этот образ заставляет вспомнить раннюю пьесу О'Нила «Туман», о которой уже говорилось в связи с «Долгим путешествием в ночь». Сопоставление показывает, насколько усложнилось художественное видение драматурга, которое он умеет подчинить решению труднейших идейно-эстетических задач.
Финал пьесы окончательно проясняет ход авторской мысли. Когда человеку удается избавиться от бессердечия и своекорыстия, когда он начинает понимать боль и страдания других, ставя служение ближнему выше собственного интереса, ему открыт путь к спасению. Спасение, которое О'Нил рисует в «Луне для обездоленных», не может принести людям счастья, но оно дает им сознание своей правоты и чистоты перед лицом неправедного мира.
В 30-е годы у О'Нила возник замысел грандиозного «Цикла», как он его обычно называл, в котором он собирался представить историю развития страны на протяжении нескольких поколений, вплоть до наших дней. В ходе работы замысел разрастался. Первоначально «Цикл» должен был состоять из семи пьес, затем - из девяти, позднее - из одиннадцати. Его начало отодвинулось в эпоху Войны за независимость, а действие последней пьесы должно было быть доведено до современности. Работа шла с огромным напряжением, поскольку требовала постоянных сверок текстов различных пьес между собой во избежание неточностей и повторов, а также провалов действия. Затрудняло ее и сильно пошатнувшееся здоровье - тяжелая болезнь в конце концов вынудила драматурга вообще отказаться от творчества. Это случилось в середине 40-х годов. Тогда О'Нил принял решение уничтожить все незавершенные рукописи. В это число попало большинство рукописей пьес, предназначенных для «Цикла». По свидетельству исследователей, такая участь постигла около шести пьес «Цикла», а пощадил он лишь одну. Это была «Душа поэта» (1940, пост.- 1957).