В этом заключается одно из существеннейших расхождений О'Нила с такими писателями-католиками, как Клодель или Мориак, с которыми его объединяют поиски высших нравственных ориентиров в современном, «отпавшем» от религии мире.
«Любовь под вязами» принадлежит к числу наиболее значительных в этом плане произведений
О'Нила. Первые доступы к художественному осмыслению пуританского наследия были сделаны в его ранней пьесе «Жажда», где начинающий драматург обратился к пуританскому видению мира на уровне поэтики. В пьесе «Всем детям Божьим даны крылья» мотив божьего гнева дополняется мотивом несправедливого мироустройства, в котором Бог повинен в человеческих страданиях. К нему, освятившему расовое неравенство на земле, восходят причины трагедии Эллы и Джима. Отчетливо звучит эта мысль в заключительной сцене пьесы, когда Элла просит у Джима прощения за все, что причинила ему, и спрашивает, простит ли ее господь. В ответ Джим говорит: «Может, он и способен простить тебе, что ты сделала со мной, и, может, он способен простить мне, что я тебе сделал, не пойму только, как он собирается простить... себя». Этот образ неправедного бога отвергает милосердного Бога проповедников и спиричуэле,- бога-страстотерпца, искупителя и спасителя, каким он представлялся героям раньше. Заблуждение рассеивается. Он впервые предстает для них в истинном свете - как творец космической несправедливости, источник всех земных страданий. Важно и то, что подобный строй мысли отвечает внутреннему облику персоналией. Он не воспринимается как слова, вложенные в уста героев автором, извне подпирающим свою драматургическую конструкцию.
Органично вырастает эта проблематика в «
Любви под вязами». В пьесе, действие которой происходит в Новой Англии, этого требовало прежде всего правдивое воссоздание реалий местной жизни, что отнюдь не сводится к передаче «местного колорита», ограниченного характерными приметами быта и образа жизни,- поистине замечательна в этом отношении сцена крестин с пересудами кумушек и незатейливыми деревенскими плясками под музыку бродячего скрипача.