Герой Толстого находит ее, возвратившись к традиционным ценностям русского православия. Обращение к богу - единственное возможное для Толстого решение трагической дилеммы человека. Путь его протагониста, Никиты,- это путь духовного просветления, который, однако, уводит его от грешных собратьев, от человека и человечности.
Подобное решение конфликта было неприемлемо для О Нила. Отказ от традиционной пуританской идеологии, от ее этической доктрины составляет часть идейного посыла его пьесы. Герои «Любви под вязами» яростно борются с «гневным Богом» пуритан. Вероятно, их борьба и должна быть столь яростна как раз потому, что они все еще порабощены прошлым, порабощены покойниками (связь, которую ощущает Ибен с покойной матерью,- одна из форм несвободы, которые представлены в «Любви под вязами»), хотя они не могут выразить это в логически ясных формулах.
В силу коренного расхождения во взглядах Толстого и О'Нила на религию их оценка действий протагонистов, при всем бросающемся в глаза сходстве этих действий, различна. Для Толстого основная категория - «грех». Американский драматург рассматривает аналогичные поступки своих героев в соотношении с категорией «преступления», хотя, по крайней мере для одного из них, Эфраима, категория «греха» сохраняет свою значимость. Толстой представляет веру как раскрепощающую силу, как возможность приобщения к абсолютной истине. Для О'Нила пуританство не заключает в себе никакой истины, как не оказывает оно и освобождающего действия на его героев. Напротив, в его пьесе персонажи освобождаются через отрицание, отвержение подавляющего личность пуританства. Такова трактовка пуританской идеологии и в других новоанглийских пьесах О'Нила, особенно таких, как «Другой» и «Траур к лицу Электре». Только сбросив власть тяготевших над ними религиозных догматов, возвращаются Ибен и Эбби к своей человеческой сущности и человеческим ценностям, от которых были отчуждены тяготевшим над ними проклятьем, наложенным на естество пуританством, и своей одержимостью материальными ценностями, согласующейся с пуританской этикой. Черты американской действительности запечатлены в «Любви под вязами», где пуританство предстает одним из источников трагедии, как активные социальные факторы, а не индивидуальные свойства.