Осознав несправедливость существующего социального устройства, он хочет уничтожить его, но при этом наивно полагает, что может изменить положение, если убьет стального короля Дугласа или взорвет его завод. С этим и приходит Янк к социалистам, но те принимают его за провокатора и прогоняют. В столь естественно родившейся в Янке бурной вспышке также нашли отражение явления объективного исторического процесса. В изобрая^ении его отношений с социалистами проявились реальные противоречия и трудности рабочего движения, когда стихийное недовольство пролетариата и социализм существовали раздельно.
Однако в обрисовке отношений Янка с социалистами есть другая сторона, отражающая взгляды самого О'Нила на эту проблему. Он считал, что социалистическому движению свойствен тот же порок, что и обществу, против которого оно выступало. Дело не просто в том, что это движение страдает догматизмом, приверженностью к широковещательным лозунгам, за которыми не видит человека. Оно, по мысли драматурга, потому и не видит его, что не воспринимает человека в его целостности, рассматривает его односторонне, искусственно вырывая одну - социальную - грань личности и оставляя без внимания духовный мир, его естество. Поясняя свою позицию, О'Нил в одном из своих интервью (1923) говорил: «...жизнь - это борьба, часто, если не обычно, борьба безуспешная; потому что у большинства из нас в глубине есть нечто такое, что мешает нам осуществить то, о чем мы мечтаем и чего желаем. И кроме того, по мере продвижения мы всегда видим дальше, чем можем достичь. Полагаю, в этом одна из причин, отчего я стал так равнодушен ко всякого рода политическим и социальным движениям. Для меня довольно забавно видеть, как серьезно принимают некоторые политику и социальные вопросы и как многого ожидают от них. Жизнь в целом очень мало изменилась в результате их курса, если изменилась вообще. Мне кажется, что человек, насколько мы можем судить, во многом остался тем существом, с теми же первичными эмоциями, побуждениями и мотивами, той же силой и той же слабостью, как в те времена, когда арийская раса двинулась в Европу со склонов Гималаев. Он лучше разбирается в своей силе и своей слабости и очень, очень медленно учится управлять ими. Крик новорожденных - более совершенных людей - почти уже слышен, но они не появятся, если пробавляться тем, что лежит на поверхности, или от законодательных актов и указов по социальным вопросам».