» » войственность фигуры протагониста

войственность фигуры протагониста

Подобно Янки при воспоминании о совершенном им нечаянном убийстве («Курс на восток, в Кардифф»), Джонса одолевает сознание вины, хотя, в отличие от Янки, он не может и даже не пытается облечь свои ощущения в слово. Он уже не в силах заглушить муки совести, но и выносить их долее ему тоже становится не под силу. Джонсу чудится, что его со всех сторон окружают призраки, и, чтобы избавиться от них, он стреляет из пистолета в духов, ненадолго вновь обретая уверенность.

В последующих сценах драматург расширяет перспективу действия, вводя в него пласт исторического прошлого. Эти сцены воссоздают те события, которых Джонс не мог помнить, но которые сохранила память негритянского народа. Речь идет о сценах аукциона и на невольничьем корабле, которые окончательно утверждают представление о герое как о жертве чудовищного преступления. Однако путь самопознания ведет Джонса не к самооправданию, не к поискам «смягчающих обстоятельств», а к признанию своей вины, к покаянию и мольбе о спасении. Для этого О'Нил вновь расширяет действие, вводя пласт мифологического прошлого, донесенного до протагониста памятью предков (сцена с шаманом и богом-крокодилом). Эти эпизоды, происходящие в джунглях Африки, хотя и не связаны непосредственно с американскими эпизодами, еще отчетливее высвечивают вину белой Америки перед негритянским народом, который американцы не просто лишили свободы и превратили в рабов, но и оторвали от родных корней, лишили связи со своим миром, со своим прошлым. Едва ли не первым из американских писателей О'Нил так повернул проблему преступности американского общества и заговорил о необходимости восстановления связей негров с их древней историей, с их прародиной, которая станет одной из стержневых тем негритянской литературы США XX столетия.

В возвращении Джонса к африканским корням вспять истории многие критики усмотрели стремление О'Нила трактовать негра как примитивную натуру, отвергающую завоевания цивилизации. Можно, однако, посмотреть на это иначе. Для драматурга «примитив» важен в определенном аспекте - как звено, восстанавливающее насильственно разорванные родовые узы.

08-11-12
Оставить комментарий
Ваш комментарий:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent