Визионер, склонный к мистическим озарениям, он одухотворял природу, в которой видел воплощение и доказательство божественности мироздания. Красноречиво описал Джиг Кук мгновение подобного откровения, пережитое им в юности:
«Со страницы Плотина поднимались слова, которые он впивал, как душа влюбленного впивает глазами красоту возлюбленной. В этот миг здесь был дан ответ на загадку Сфинкса. Его мысль устремилась прочь, но не к «пылающим стенам мира», а к Беспредельности, попытавшись создать в его душе истинный облик звездной вселенной. Затем, подобно искре, с помощью которой электрический ток превращает водород и кислород, заключенные в пробирке, в капельку воды, возникло разрешающее загадку видение -или, вернее, контакт с мыслящей душой раскинувшегося вокруг него мира. Он, микрокосм, по : своей природе был един с великой субстанцией, которой земля и звезды являли собой многообразное отражение. Это не было алгебраическое постижение абстракции, нет,- это было видение. Так же истинно, как Плотин, так же истинно, как Иисус, этот современный юноша увидел Бога- увидел, и полюбил, и почувствовал себя любимым. Ощутив внезапный порыв обнять это существо, которое он полюбил,- этого Старшего Брата, чьим телом был космос, но который был ему ближе, чем мог когда-либо стать какой-нибудь человек, он поднялся на ноги, глаза его горели, грудь глубоко дышала, и с невыразимой неясностью он широко раскинул руки. Дрожь восторга пробежала по его телу».
Деист в религии, Кук унаследовал от предков-пуритан истовый нрав подвижника идеи и посвятил жизнь служению возвышенному идеалу красоты и гармонии, вне которых не видел истины. Этому идеалу соответствовало единство духа и плоти, с которой снималось проклятие греховности, наполненное на нее пуританской доктриной. Кук провозглашал целью ту наполненность существования, которая дается раскрепощением духа и острую нехватку которой он ощущал в окружающей жизни. Именно возможность духовного раскрепощения личности привлекала его в социализме: