» » Образ отлетающей в иной мир души

Образ отлетающей в иной мир души

Не составляет, однако, труда уловить, что воплощение другой части ремарок недоступно не только театру, но и кинематографу при всей аутентичности создаваемого им зрительного ряда, не говоря уже о том, что сам уровень его развития в то время едва ли допускал возможность хотя бы приблизительно передать то, что «плот скользит в безграничном безмолвии» (курсив наш.- М. К.). Вряд ли можно предположить, что и в отдаленном будущем кинематограф сумеет, не впадая в примитивную иллюстративность, передать визуально ряд ключевых образов пьесы, заключенных в ремарках. Так, завершая эпизод смерти Танцовщицы, О'Нил пишет: «Знойное марево колышется, подымаясь от плота около тела женщины, словно это ее душа отлетает в великую неизвестность». Образ отлетающей в иной мир души вновь возникает в финале, где он усиливается удвоением образа солнца, заданного в начальных ремарках: «Солнце сверкает, словно громадное разгневанное око Божие. Знойное марево колышется, восходя вверх в неподвижном воздухе, словно души утонувших». Многоступенчатости. тропов отодвигает точность визуального эквивалента образа (будь то основанного на воссоздании реалий быта или же символа бытия) на второй план, лишая ее решающего значения. В этом случае оно закрепляется за словом и перенос образа со словесного уровня на какой-либо иной становится принципиально невозможен.

Однако доминирующее положение слово занимает в поэзии и прозе. Когда же оно выдвигается на эту позицию в драме, это неизбежно приводит к разрыву ее связи с театром. Возникает «драма для чтения», для которой нет необходимости в сцене, для которой сцена губительна,- она живет лишь па печатной странице. К О'Нилу, даже к самым слабым и неудачным его вещам, это не относится.

Что же тогда означает его ориентация на слово? Быть может, она отражает естественное в начинающем драматурге недостаточное овладение системой выразительных средств, присущих именно данному виду искусства? Воздержаться от подобного вывода заставляет не только то. что О'Нил сохраняет ее и в пору творческой зрелости, но и то, что он нередко доверяет слову - и только слову, без посредничества театра - выражение самых сокровенных откровений своего художественного гения.

15-09-12
Оставить комментарий
Ваш комментарий:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent