» » Ориентация на примитивность сознания

Ориентация на примитивность сознания

Ориентация на примитивность сознания, представленного вне исторического и социального контекста, обернулась для молодого драматурга своего рода западней. Начав с разрушения одного стереотипа, он, в сущности, кончил утверждением другого. Своеобразно отразилось это и в сценической интерпретации пьесы, где роль Мулата была поручена белому актеру - ее первым исполнителем стал сам О'Нил (в роли Танцовщицы выступила Луиза Брай-ант). Причиной тому - не только сложившаяся театральная практика, но прежде всего то, что роль именно так и задумана автором. Образ Мулата, таким образом, не столько воплощает средствами литературы реальное, жизненное явление, сколько является порождением литературной фантазии, ставившей целью ниспровержение стереотипов современного О'Нилу художественного мышления, но все же оказавшейся у них в плену.

Особо стоит остановиться па ремарках, в которых раскрывается  одна  из  особенностей  драматургического мышления О'Нила. Даже при первом чтении невозможно не заметить, что часть данных в них описаний не переводима на язык театра с его грубыми средствами воплощения реальной обстановки действия. Когда читаешь: «Корабельный спасательный плот медленно поднимается и опускается на идущих из глубин колыханиях зеркальной поверхности тропического моря. То тут, то там неподвижную поверхность моря медленно вспарывают плавники акул, описывающие на воде ленивые круги» или: «Раздается громкий всплеск. Поджидавшие плавники устремляются туда, взбивая иену на воде. На мгновение показывается черпая голова Матроса, с искаженными от ужаса чертами, с губами, раздираемыми воплем отчаяния. Потом его утягивают на дно. На поверхности расплывается черное пятно. Плавники больше не описывают кругов. Плот скользит в безграничном безмолвии»,-невольно возникает ощущение, что это абсолютно неосуществимо в театре так, как мыслилось автору. Зарождается искушение увидеть в подобных описаниях особую «кинематографичность» пространственного видения О'Нила, подкрепляемую его любовью к «крупным планам» в портретных характеристиках персонажей: «Дрожь пробегает по всему ее телу. На губах выступает алая пена. Глаза стекленеют. Дикое выражение покидает ее взор. Она мертва».

29-09-12
Оставить комментарий
Ваш комментарий:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent